«Каждые четыре года мы с друзьями ходим в ... Большой зал консерватории».
Закончился 16-й конкурс Чайковского. В который раз мы стали свидетелями (ну, кто-то стал, кому-то все равно) крупнейшего события в мире классической музыки. События, которого всегда сильно ждут, а потом ещё сильнее обсуждают.
Музыкальный мир почему-то так устроен, что количество критиков, особенно диванных, в сотни раз превышает количество уравновешенных профессионалов. Для меня это загадка. Видимо, поскольку музыка разлита везде, каждый считает своим долгом ее присвоить.
Отсюда каждый раз имеем: этот ужасно сыграл в первом круге, у этого короткие пальцы (дециму еле берет), у того грязная педаль, а вон тот вообще замахнулся на Шнитке! Почему-то воображение рисует таких критиков на приподъездной скамейке с кульком семечек в руке.
В общем, не считая себя экспертом в этой сфере, внесу свои 5 копеек.
Во-первых, что за потребительское отношение к музыкантам? Вы на стендап к ТНТ-шникам пришли или послушать Рахманинова? Во время исполнения конкурсных произведений перед музыкантом стоит сложнейшая техническая задача, и ее смысл отнюдь не в том, чтобы вас развлекать. Поразвлекаться - в оперетту, пожалста.
Во-вторых, куда вы попали - на выставку японских роботов или на конкурс с участием живых людей? Да, большинство конкурсантов трясутся перед выходом на сцену, и это нормально: предельный возраст участия - 32 года, опыт подобного уровня выступлений есть далеко не у всех.
В-третьих, с чего вы взяли, что распределение призовых мест должно зеркально отражать исполнительский уровень конкурсантов? Исполнительское мастерство - понятие сложное: здесь не только школа, но и личный темперамент, и харизма. Сюда же - множество преходящих факторов: один плохо спал, второй мало ел, третьего достали СМИ, четвёртый не понравился жюри (представьте, и такое бывает).
Не надо относиться к Чайнику, да и вообще к любому другому музыкальному конкурсу, как к Олимпиаде: внутри Второго концерта Брамса технических элементов несравнимо больше, чем внутри хоккейного финала.
Теперь содержательно.
К сожалению, многих выступлений я не слышал, а вживую слушал конкурсантов только на гала-концерте. Поэтому лишний раз распределять оценки считаю неправильным. Мне очень понравился Дмитрий Шишкин. Техника на грани фантастики. Хотя опять же, у кого из конкурсантов техники нет?
Мне вообще показалось, что произведения, которые 100 лет назад считались практически неисполнимыми, сегодня многие музыканты щёлкают как орехи. Отсюда совершенно фантастические темпы, за которыми порой даже оркестры не успевают. Ситуация становится парадоксальной: мы научились исполнять гораздо лучше и быстрее, чем нужно, и это мешает нам. То есть руки-ноги эволюционировали, а мозг нет. В результате гениальная музыка, скажем, Рахманинова, лирическая и степенная, получает неестественное агрессивное звучание.
По поводу победителя Канторова: да, это такой популярный образ а-ля Дебарг. Далеко не новый, кстати. Да, может он технически и репертуарно слабее Дебарга, и кажется несправедливым, что Канторов выиграл, а Дебарг четыре года назад взял всего лишь 4 премию. Но ещё раз: результаты далеко не всегда отражают реальную картину! Слишком много факторов должны сойтись, чтобы кто-то из участников стал победителем. Главное, что понравилось у Канторова, это «звук в руке». Конечно, термин расплывчатый и вообще дирижерский, но на мой взгляд, вполне применимый и в пианизме. Ну и мне лично очень нравится слушать такой звук на кончиках пальцев.
В конце ещё раз про цели конкурса: они не в том, чтоб кто-то выиграл, а кто-то проиграл. Любой конкурс, в особенности такой престижный, призван дать музыкантам дорогу на международную сцену, столкнуть их с максимальным уровнем ответственности. И если кто не заметил, у Дебарга сегодня концертов не меньше, чем у Трифонова)
P.S. Впервые побывал в Зарядье. Акустика - говно. И сам зал меньше чем через год трещит по швам: какие-то желтые подтеки по стенам, на потолке краска облупилась. Даже гиспокартонный макет в холле потрескался, символизируя общий упадок отечественного строительства. Стыд, конечно. Хотите хорошую акустику - идите в БЗК, ничего не меняется.
#tch16 #ятожекритик #metoo